- КРОКОДИЛ
- "Большое пресмыкающееся Тифона". Место его "культа" был
Крокодилополис, и он был посвящен Сету и Себаку -которые
считались его создателями. Каждый из основных Риши в Индии, Ману
и Сыновей Брамы является прародителем какого-то вида животных,
"отцом" которого он считается; в Египте каждому богу
приписывалось создание или сотворение определенных животных,
которые были посвящены ему. Во время ранних династий в Египте
должно было быть очень много крокодилов, если судить по почти
неисчислимому количеству их мумий. Тысячи тысяч их были вакапаны
из пещер Моабдеха, и многие громадные нежрополи этого
тифонического животного все еще нетронуты. Но Крокодилу
поклонялись лишь там, где его богу и "отцу" воздавались почести.
Тифон (см.) некогда имел такие почести и, как свидетельствуют
Бунзен считался великим богом. По его словам: "Вплоть до времен
Рамзеса, 1 300 до Р.Х. Тифон был одним из наиболее почитаемых и
могущественных богов, бог, проливающий благословение и жизнь на
властителей Египта." Как объяснено в другом месте, Тифон есть
материальный аспект Озириса. Когда Тифон, Четверичный, убивает
Озириса, триаду или божественный Свет, и разрезает его
метафорически на 14 частей, и отделяется от "бога", он навлекает
на себя проклятие народных масс; он становится злым богом, богом
бури и урагана, обжигающий песком Пустыни, постоянным врагом Нила
и "убийцей вечерней благодатной росы", ибо Озирис есть идеальная
Вселенная, Шива, великая Восстанавливающая Сила, а Тифон - его
материальная часть, злая сторона бога Разрушающий Шива. Вот
почему крокодил также частично почетем и частично ненавидим.
Появление крокодила в Пустыне, далеко от воды, предсказывало
счастливое событие приближающегося наводнения - отсюда его
обожание в Фивах и Омбе. Но он ежегодно уничтожал тысячи людей и
животных - отсюда и ненависть и преследование Крокодила в
Элефантине и Тентире.
Теософский словарь.— М.: Эксмо-Пресс. Е. П. Блаватская. 2001.