- ЛУННЫЕ БОГИ
- В Индии их называют Отцами, "Питри", или лунными
предками. Они подразделяются, как и все остальное, на семь
классов, или Иерархий. В Египте, хотя луна получала там меньше
поклонения, чем в Халдее или Индии, Изида все же выступает как
представитель Луны-Лунус, "небесного Гермафродита". Любопытно,
что в то время, как у современных народов луна ассоциируется лишь
с лунатизмом и зарождением, древние, которые знали больше,
связывали с ней - как индивидуально, так и коллективно - своих
"богов мудрости". Так, в Египте лунные боги суть Тот-Гермес и
Хонс, в Индии это Будха, сын Сомы, луны; в Халдее Нэбо есть
лунных бог Сокровенной Мудрости, и т.д. Жена Тота, Сификс, лунная
богиня, держит шест с пятью лучами или пятиконечную звезду,
символ человека, Микрокосма, в отличие от Семеричного Макрокосма.
Поскольку во всех теогониях богиня предшествует богу - по
принципу, очевидно, что цыпленок вряд ли может предшествовать
своему яйцу - в Халдее луна считалась более старшей и почитаемой,
чем Солнце, потому что, как они утверждали, тьма предшествует
свету при каждом периодическом возрождении (или "сотворении")
вселенной. Озирис, несмотря на то, что связан с Солнцем и
является солнечным богом, все же родился на горе Синай, ибо Син
есть халдео-ассирийское название луны; таким был и Дио-Нис, бог
из Ниссы или Ниси, причем последнее слово было названием Синая в
Египте, где он назывался Горой Нисса. Полумесяц не является - как
доказано многими писателями - эмблемой турков, но был принят
христианами в качестве символа еще до магометан. На протяжении
веков полумесяц был эмблемой халдейской Астарты, египетской Изиды
и греческой Дианы - все они суть Царицы Небесные, - и, наконец,
стал символом Девы Марии. "Греческая христианская империя
Константинополя считала его залогом своей безопасности. После
победы турков, султан принял его... и с тех пор полумесяц был
противопоставлен идее креста." ("Eg. Belief".)
Теософский словарь.— М.: Эксмо-Пресс. Е. П. Блаватская. 2001.