- ОАНН
- (Греч.) Музар Оанн, Аннедот, известный в халдейских
"легендах", переданных через Бероза и других древних авторов, как
Даг или Дагон, "человек-рыба". Оанн пришел к ранним вавилонянам в
качестве реформатора и наставника. Появившись из Эритрейского
моря, он принес им цивилизацию, письмо и науки, закон, астрономию
и религию, обучая их земледелию, геометрии и искусствам вообще.
Также и после него приходили Аннедоты, общим числом пять (наша
раса является пятой) - "все похожие на Оанна по форме и обучавшие
тому же"; но Оанн Музар пришел первым, и это произошло при
Амменоне, третьем из десяти до-потопных Царей, династия которых
окончилась с Ксизутром, халдейским Ноем (см. "Ксизутр"). Оанн был
"животным, наделенным разумом... с телом рыбы, но у которого под
рыбьей головой была человеческая, а также ступни внизу, похожие
на человеческие, добавленные к рыбьему хвосту, и голос и язык
которого также был членораздельным и человеческим" (Полихистор и
Аполлодор). Это дает ключ к этой аллегории. Она являет Оанна как
человека и "жреца", Посвященного. Лайард давно тому назад показал
(см. "Nineveh"), что "рыбья голова" была просто головным убором,
митрой, сделанном в форме головы рыбы, который носили жрецы и
боги и который в очень незначительно измененной форме есть то,
что мы даже теперь видим на голове высоких лам и римских
епископов. Такую митру носил Озирис. Рыбий хвост есть просто
шлейф длинной жесткой мантии, изображенной на некоторых
ассирийских табличках, - форму эту можно увидеть воспроизведенной
в вышитом золотом одеянии священнослужителей, носимом во время
службы современными греческими священниками. Эта аллегория об
Оанне, Аннедоте, напоминает нам о "Драконе" и "Царях-Змиях"; о
Нагах, которые в буддийских легендах наставляют людей мудрости на
озерах и реках, и в конце концов становятся новообращенными
благого Закона и Архатами. Смысл этого очевиден. "Рыба" есть
старый и очень многозначительный символ на языке Мистерий, как
впрочем и "вода". Эа или Хэа был богом моря и Мудрости, и одной
из его эмблем был морской змей, жрецы его были "змиями" или
Посвященными. Таким образом, понятно, почему Оккультизм относит
Оанна и других Аннедотов к группе тех древних "адептов", которые
назывались "морскими" или "водными драконами" - Нагами. Вода
символизировала их человеческое происхождение (так как она есть
символ земли и материи, а также очищения), в отличие от "огненных
Нагов", или нематериальных Духовных Существ, либо небесных
Бодхисаттв, либо Планетарных Дхиани, которые также считаются
наставниками человечества. Скрытый смысл становится ясным
оккультисту, как только он узнает, что "это существо (Оанн)
обычно проводило день среди людей, наставляя их; а когда заходило
Солнце, снова возвращалось в море, проводя ночь в глубинах, "ибо
оно было амфибией"; т.е. принадлежало к двум планам: духовному и
физическому. Ибо греческое слово амфибиос означает просто "жизнь
на двух планах", от амфи - "с обеих сторон" и биос - "жизнь".
Слово это в древности часто относилось к тем людям, которые, хотя
все еще носили человеческий облик, сделались почти божественными
с помощью знания, и жили настолько же в духовных сверхчувственных
сферах, насколько и на земле. Оанн туманно отражен в Ионе, и даже
в Иоанне Предтече, поскольку оба они связаны с Рыбой и Водой.
Теософский словарь.— М.: Эксмо-Пресс. Е. П. Блаватская. 2001.