ОЗИРИС


ОЗИРИС
(Егип.) Величайший Бог Египта, Сын Себа (Сатурна), небесного

огня, и Неит, предвечной материи и беспредельного пространства.

Это указывает что он есть самосущий и само-сотворенный бог,

первое проявляющееся божество (наш третий Логос), идентичный с

Ахура Маздой и другими "Перво-Причинами". Ибо, как Ахура Мазда

един с Амшаспентами, или является их синтезом, так и Озирис,

коллективное единство, при дифференциации и персонификации,

становится Тифоном, своим братом, Изидой и Нефтидой, своими

сестрами, Гором, своим сыном, и другими своими аспектами. Он

родился на Горе Синай, Ниссе В.З. (см. "Исход", xvii,15), и был

погребен в Абидосе, после того, как Тифон убил его, когда ему

было только двадцать восемь лет, согласно аллегории. По Еврипиду,

он тот же Зевс и Дионис или Дио-Нис, "бог Нисы", ибо, по его

словам, Озирис вырос в Нисе, по арабски "Счастливый".

Спрашивается: насколько последнее предание повлияло или имеет

что-либо общее с утверждением в Библии, что "Моисей воздвиг

алтарь и произнес имя Иегова Нисси", или, каббалистически -

"Дио-Иао-Нисси" (См. "Раз. Изида", 11,с.191.) Четырьмя главными

аспектами Озириса были - Озирис-Птах (Свет), духовный аспект:

Озирис-Гор (Разум), умственный манасический аспект; Озирис-Лунус,

"Лунный" или психический, астральный аспект; Озирис-Тифон,

Демонический, или физический, материальный, потому полный

страстей, буйный аспект. В этих четырех аспектах он символизирует

двойственное Эго - божественное и человеческое,

космически-духовное и земное.

Из множества верховных богов, эта египетская концепция является

самой многозначительной и величественной, так как включает в себя

весь диапазон физической и метафизической мысли. Как солнечное

божество он имел двенадцать меньших богов ниже себя - двенадцать

знаков Зодиака. Хотя его имя и "Неизрекаемо", сорок два его

атрибута носят каждый по одному из его имен, и семь его

двойственных аспектов завершают сорок девять, или 7Х7; первые

символизированы четырнадцатью членами его тела, или дважды семь,

Таким образом, бог исчезает в человеке, а человек обожествляется

в бога. Его называли Озирис-Элох. М-р Данбер Т.Хис упоминает

финикийскую надпись, которая при прочтении дала следующую

надгробную надпись в честь мумии: "Да будет благословенна Та-Бай,

дочь Та-Хапи, жреца Озирис-Элоха. Она никому ничего не сделала во

гневе. на не произносила лжи ни о ком. Оправданная перед

Озирисом, да будешь ты благословенна перед Озирисом! Мир тебе."

Затем он добавляет следующее: "Автора этой надписи, я считаю,

следовало бы назвать язычником, так как целью его религиозных

устремлений служит оправдание перед Озирисом. Все же мы находим,

что он называет Озириса - Элох. Элох есть имя, употребляемое

Десятью Племенами Израиля по отношению к Элохимам Двух Племен.

Иегова-Элох ("Бытие",21) в версии, используемой Ефраимом,

соответствует Иегове Элохим в той версии, которой пользуется Иуда

и мы сами. Но если так, то неизбежен вопрос, требующий смиренного

ответа - какой же смысл должны были раскрыть эти две фразы -

соответственно Озирис-Элох и Иегова-Элох. Со своей стороны, мне

представляется лишь один ответ, а именно, что Озирис был

национальным Богом Египта, Иегова - Израиля, и что Элох есть

эквивалентен Deus, Gjtt или Dieu". Что касается его человеческого

развития, он, по словам автора "Egyptiah Belief", является "Одним

из Спасителей или Освободителей Человечества. Как таковой он

рожден в этом мире. Он пришел как благодетель, что-бы освободить

человека от забот. В своих усилиях творить добро он сталкивается

со злом... и на время терпит поражение. Его убивают... Озирис

погребен. Могила его тысячелетиями служит местом паломничества.

Но в гробу он не бездействовал. По окончании трех дней, или

сорока, он вновь воскрес и взошел на Небо. Это есть история его

Человечества." (Egypt. Belief".) Мариетт Бей, говоря о Шестой

Династии, указывает, что "имя Озириса... становится все более

популярным. Мы сталкиваемся с формулой Оправданного"; и добавляет

- "это доказывает, что это имя (Оправданного или Макхеру)

давалось не только мертвым". Но это доказывает также и то, что

легенду о Христе, почти во всех ее деталях, можно найти за

тысячелетия до христианской эры, и что Отцам Церкви осталось не

более, чем просто применить ее к новой личности.


Теософский словарь.— М.: Эксмо-Пресс. . 2001.

Синонимы:

Смотреть что такое "ОЗИРИС" в других словарях:

  • ОЗИРИС — В египетской мифологии: бог солнца, брат и муж Изиды. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ОЗИРИС древне египетский бог, одна из форм бога солнца Ра, олицетворение света и тепла. Словарь иностранных слов …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Озирис — умирающий и воскресающий бог древнего Египта, олицетворение увядания и возрождения растительности. Культ О. стоял в центре загробных верований древних египтян. Миф об О. в наиболее полном виде сохранился в передаче Плутарха («Об Изиде и Озирисе» …   Литературная энциклопедия

  • озирис — Осирис Словарь русских синонимов. озирис сущ., кол во синонимов: 2 • бог (375) • осирис (3) …   Словарь синонимов

  • ОЗИРИС — см. Осирис …   Большой Энциклопедический словарь

  • Озирис — (м) кое что, что было сделано, продукт Египетские имена. Словарь значений …   Словарь личных имен

  • Озирис —     (Егип.) Величайший Бог Египта, Сын Себа (Сатурна), небесного огня, и Неит, предвечной материи и беспредельного пространства. Это указывает что он есть самосущий и само сотворенный бог, первое проявляющееся божество (наш третий Логос),… …   Религиозные термины

  • ОЗИРИС — (в др. египетской мифологии бог плодородия, царь загробного мира) Как много просьб к друзьям встревоженным В глазах, торгующих мороженым! Прекрасен в рубищах их вырез. Но здесь когда то был Озирис. Тот город, он море стерег! (об Астрахани) Хл913… …   Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • Озирис —         в древне египетской мифологии бог. См. Осирис …   Большая советская энциклопедия

  • Озирис — см. Осирис …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Озирис — м.; = Осирис Бог умирающей и воскресающей природы; покровитель и судья мертвых (в древнеегипетской мифологии). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

Другие книги по запросу «ОЗИРИС» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.