- ОЗИРИС
- (Егип.) Величайший Бог Египта, Сын Себа (Сатурна), небесного
огня, и Неит, предвечной материи и беспредельного пространства.
Это указывает что он есть самосущий и само-сотворенный бог,
первое проявляющееся божество (наш третий Логос), идентичный с
Ахура Маздой и другими "Перво-Причинами". Ибо, как Ахура Мазда
един с Амшаспентами, или является их синтезом, так и Озирис,
коллективное единство, при дифференциации и персонификации,
становится Тифоном, своим братом, Изидой и Нефтидой, своими
сестрами, Гором, своим сыном, и другими своими аспектами. Он
родился на Горе Синай, Ниссе В.З. (см. "Исход", xvii,15), и был
погребен в Абидосе, после того, как Тифон убил его, когда ему
было только двадцать восемь лет, согласно аллегории. По Еврипиду,
он тот же Зевс и Дионис или Дио-Нис, "бог Нисы", ибо, по его
словам, Озирис вырос в Нисе, по арабски "Счастливый".
Спрашивается: насколько последнее предание повлияло или имеет
что-либо общее с утверждением в Библии, что "Моисей воздвиг
алтарь и произнес имя Иегова Нисси", или, каббалистически -
"Дио-Иао-Нисси" (См. "Раз. Изида", 11,с.191.) Четырьмя главными
аспектами Озириса были - Озирис-Птах (Свет), духовный аспект:
Озирис-Гор (Разум), умственный манасический аспект; Озирис-Лунус,
"Лунный" или психический, астральный аспект; Озирис-Тифон,
Демонический, или физический, материальный, потому полный
страстей, буйный аспект. В этих четырех аспектах он символизирует
двойственное Эго - божественное и человеческое,
космически-духовное и земное.
Из множества верховных богов, эта египетская концепция является
самой многозначительной и величественной, так как включает в себя
весь диапазон физической и метафизической мысли. Как солнечное
божество он имел двенадцать меньших богов ниже себя - двенадцать
знаков Зодиака. Хотя его имя и "Неизрекаемо", сорок два его
атрибута носят каждый по одному из его имен, и семь его
двойственных аспектов завершают сорок девять, или 7Х7; первые
символизированы четырнадцатью членами его тела, или дважды семь,
Таким образом, бог исчезает в человеке, а человек обожествляется
в бога. Его называли Озирис-Элох. М-р Данбер Т.Хис упоминает
финикийскую надпись, которая при прочтении дала следующую
надгробную надпись в честь мумии: "Да будет благословенна Та-Бай,
дочь Та-Хапи, жреца Озирис-Элоха. Она никому ничего не сделала во
гневе. на не произносила лжи ни о ком. Оправданная перед
Озирисом, да будешь ты благословенна перед Озирисом! Мир тебе."
Затем он добавляет следующее: "Автора этой надписи, я считаю,
следовало бы назвать язычником, так как целью его религиозных
устремлений служит оправдание перед Озирисом. Все же мы находим,
что он называет Озириса - Элох. Элох есть имя, употребляемое
Десятью Племенами Израиля по отношению к Элохимам Двух Племен.
Иегова-Элох ("Бытие",21) в версии, используемой Ефраимом,
соответствует Иегове Элохим в той версии, которой пользуется Иуда
и мы сами. Но если так, то неизбежен вопрос, требующий смиренного
ответа - какой же смысл должны были раскрыть эти две фразы -
соответственно Озирис-Элох и Иегова-Элох. Со своей стороны, мне
представляется лишь один ответ, а именно, что Озирис был
национальным Богом Египта, Иегова - Израиля, и что Элох есть
эквивалентен Deus, Gjtt или Dieu". Что касается его человеческого
развития, он, по словам автора "Egyptiah Belief", является "Одним
из Спасителей или Освободителей Человечества. Как таковой он
рожден в этом мире. Он пришел как благодетель, что-бы освободить
человека от забот. В своих усилиях творить добро он сталкивается
со злом... и на время терпит поражение. Его убивают... Озирис
погребен. Могила его тысячелетиями служит местом паломничества.
Но в гробу он не бездействовал. По окончании трех дней, или
сорока, он вновь воскрес и взошел на Небо. Это есть история его
Человечества." (Egypt. Belief".) Мариетт Бей, говоря о Шестой
Династии, указывает, что "имя Озириса... становится все более
популярным. Мы сталкиваемся с формулой Оправданного"; и добавляет
- "это доказывает, что это имя (Оправданного или Макхеру)
давалось не только мертвым". Но это доказывает также и то, что
легенду о Христе, почти во всех ее деталях, можно найти за
тысячелетия до христианской эры, и что Отцам Церкви осталось не
более, чем просто применить ее к новой личности.
Теософский словарь.— М.: Эксмо-Пресс. Е. П. Блаватская. 2001.