ТРИРАТНА или Ратнатрайа


ТРИРАТНА или Ратнатрайа
(Санскр.) Три Сокровища, специальное

выражение для общеизвестной формулы "Будда, Дхарма и Сангха" (или

Самгха); последние два, в современном толковании, означают

"религиозный закон" (Дхарма) и "жречество" (Сангха).

Эзотерическая Философия, однако, сочла бы это очень вольным

разъяснением. Слова "Будда, Дхарма и Сангха" должна произноситься

как в дни Готамы, Владыки Будды, а именно: "Бодхи, Дхарма и

Сангха"; и истолковываться как "Мудрость, ее законы и жрецы",

последние в смысле "духовных толкователей", или адептов. Однако,

рассматривая Будду как олицетворенного "Бодхи" на земле,

истинного аватара Ади-Будды, Дхарму постепенно начали

рассматривать как его особый закон, а Сангху - как его особое

качество. Несмотря на это, именно профаны более поздних (теперь -

современных) учений явили больше природной интуиции, нежели

фактические толкователи Дхармы, буддийские жрецы. Люди видят

Триратну в трех образах Амитабы, Авалокитешвары и Майтрейи Будды;

т.е. в "Беспредельном Свете" или Вселенской Мудрости - безличном

принципе, что есть правильное значение Ади-Будды; во "Всевышнем

Владыке" Бодхисаттв, или Авалокитешваре; и в Майтрейе Будде,

символе земного и человеческого Будды, "Мануши Будды". Таким

образом, несмотря на то, что непосвященные действительно называют

эти три образа "Буддами Прошлого, Настоящего и Будущего", все же

каждый последователь истинно философского Буддизма - названного

м-ром Эйтелем "атеистическим" - разъяснил бы термин Триратна

правильно. Философ Школы Йогачарья сказал бы - и мог бы сказать -

"Дхарма не есть личность, но необусловленная и непроизводная

сущность, сочетающая в себе духовные и материальные принципы

вселенной, а из Дхармы эманировал Будда (вернее, "отраженный"

Бодхи), как творческая энергия, которая сотворила, вместе с

Дхармой, третий элемент троицы, т.е. "Самгху", что есть постижимая

сумма всей реальной жизни". Следовательно, Самгха не есть и не

может быть то, что под ней теперь понимается, а именно, нынешнее

"жречество"; ибо последнее не является суммой всей реальной

жизни, но только религиозной. Подлинное первичное значение слова

Самгха или "Сангха" относится только к Архатам или Бхикшу, или

"посвященным", то есть к истинным представителям Дхармы -

божественного закона и мудрости, приходящей к ним как отраженный

свет из единого "безграничного света". Таково философское

значение. И все же, далеко от того, чтобы удовлетворить ученых

Западных рас, это, кажется, их только раздражает; ибо Э.Дж.

Эйтель из Гонконга замечает по этому поводу: "Таким образом,

догма Триратны, которая произошла из трех основных догматов веры

и некогда достигла своего высшего появления в концепции трех

ипостасей, троицы в единстве, выродилась в метафизическую теорию

эволюции трех абстрактных принципов"! И если уж один из

способнейших европейских ученых склонен приносить любой

философский идеал в жертву грубому антропоморфизму, то на что же

может Буддизм, с его тонкой метафизикой, надеяться в руках

невежественных миссионеров?


Теософский словарь.— М.: Эксмо-Пресс. . 2001.

Смотреть что такое "ТРИРАТНА или Ратнатрайа" в других словарях:

  • Ратнатрайа —     ТРИРАТНА или Ратнатрайа. (Санскр.) Три Сокровища, специальное выражение для общеизвестной формулы Будда, Дхарма и Сангха (или Самгха); последние два, в современном толковании, означают религиозный закон (Дхарма) и жречество (Сангха).… …   Религиозные термины

  • Триратна — Три жемчужины в джайнизме реализация учения Махавиры. Состоит из трех частей: Самьядаршана (Правильное видение) Самьягджняна (Правильное знание) Самьячаритра (Правильное поведение) Источник: Религиозный словарь     ТРИРАТНА или Ратнатрайа.… …   Религиозные термины


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.