- ТРИРАТНА или Ратнатрайа
- (Санскр.) Три Сокровища, специальное
выражение для общеизвестной формулы "Будда, Дхарма и Сангха" (или
Самгха); последние два, в современном толковании, означают
"религиозный закон" (Дхарма) и "жречество" (Сангха).
Эзотерическая Философия, однако, сочла бы это очень вольным
разъяснением. Слова "Будда, Дхарма и Сангха" должна произноситься
как в дни Готамы, Владыки Будды, а именно: "Бодхи, Дхарма и
Сангха"; и истолковываться как "Мудрость, ее законы и жрецы",
последние в смысле "духовных толкователей", или адептов. Однако,
рассматривая Будду как олицетворенного "Бодхи" на земле,
истинного аватара Ади-Будды, Дхарму постепенно начали
рассматривать как его особый закон, а Сангху - как его особое
качество. Несмотря на это, именно профаны более поздних (теперь -
современных) учений явили больше природной интуиции, нежели
фактические толкователи Дхармы, буддийские жрецы. Люди видят
Триратну в трех образах Амитабы, Авалокитешвары и Майтрейи Будды;
т.е. в "Беспредельном Свете" или Вселенской Мудрости - безличном
принципе, что есть правильное значение Ади-Будды; во "Всевышнем
Владыке" Бодхисаттв, или Авалокитешваре; и в Майтрейе Будде,
символе земного и человеческого Будды, "Мануши Будды". Таким
образом, несмотря на то, что непосвященные действительно называют
эти три образа "Буддами Прошлого, Настоящего и Будущего", все же
каждый последователь истинно философского Буддизма - названного
м-ром Эйтелем "атеистическим" - разъяснил бы термин Триратна
правильно. Философ Школы Йогачарья сказал бы - и мог бы сказать -
"Дхарма не есть личность, но необусловленная и непроизводная
сущность, сочетающая в себе духовные и материальные принципы
вселенной, а из Дхармы эманировал Будда (вернее, "отраженный"
Бодхи), как творческая энергия, которая сотворила, вместе с
Дхармой, третий элемент троицы, т.е. "Самгху", что есть постижимая
сумма всей реальной жизни". Следовательно, Самгха не есть и не
может быть то, что под ней теперь понимается, а именно, нынешнее
"жречество"; ибо последнее не является суммой всей реальной
жизни, но только религиозной. Подлинное первичное значение слова
Самгха или "Сангха" относится только к Архатам или Бхикшу, или
"посвященным", то есть к истинным представителям Дхармы -
божественного закона и мудрости, приходящей к ним как отраженный
свет из единого "безграничного света". Таково философское
значение. И все же, далеко от того, чтобы удовлетворить ученых
Западных рас, это, кажется, их только раздражает; ибо Э.Дж.
Эйтель из Гонконга замечает по этому поводу: "Таким образом,
догма Триратны, которая произошла из трех основных догматов веры
и некогда достигла своего высшего появления в концепции трех
ипостасей, троицы в единстве, выродилась в метафизическую теорию
эволюции трех абстрактных принципов"! И если уж один из
способнейших европейских ученых склонен приносить любой
философский идеал в жертву грубому антропоморфизму, то на что же
может Буддизм, с его тонкой метафизикой, надеяться в руках
невежественных миссионеров?
Теософский словарь.— М.: Эксмо-Пресс. Е. П. Блаватская. 2001.