- ЯМА
- (Евр.) В Оккультизме - олицетворенная третья коренная раса. В
индийском Пантеоне Яма фигурирует в двух различных версиях этого
мифа. В "Ведах" он является богом умерших, Плутоном или Миносом,
у которого пребывают тени усопших - камарупы в Камалоке). В одном
из гимнов о Яме говорится как о первом из людей, который умер, и
первом, кто ушел в мир блаженства (Дэвачан). Это потому, что Яма
есть олицетворение расы, которая была первой, наделенной
сознанием (Манасом), без которого нет ни Неба, ни Гадеса. Яма
представлен как сын Вивасвата (Солнца). У него была
сестра-близнец по имени Ями, которая, согласно другому гимну,
постоянно молила его взять ее в жены, чтобы продолжить род.
Вышесказанное имеет многозначительный символический смысл,
который объясняется в Оккультизме. Как справедливо замечает д-р
Мьюир, в "Риг-Веде" - величайшем авторитете по первичным мифам,
задающим тоновой тон всем темам, лежащим в основе всех
последующих вариаций - Яма нигде не представлен "как имеющий
какое-либо отношение к наказанию грешных". Как царь и судья
умерших, короче говоря, Плутон, Яма является гораздо более
поздним измышлением. Истинный характер Яма-Ями следует изучать
более, чем по одному гимну и эпосу, и необходимо собрать
различные данные, разбросанные в десятках древних трудов, чтобы
таким образом получить согласованность аллегорических показаний,
которые будут найдены как подтверждающие и оправдывающие
Эзотерическое учение, что в одном из своих мистических значений
Яма-Ями является символом двойственного Манаса. Например, Яма-Ями
всегда изображается зеленого цвета, облаченным в красное, и
обитающим во дворце из меди и железа. Изучающие Оккультизм знают,
к которым человеческим "принципам" надо относить зеленый и
красный цвета, и соответственно железо и медь. "Двоякий владыка"
- эпитет Яма-Ями - в экзотерических учениях китайских буддистов
рассматривается как судья и преступник одновременно, как карающий
за свои собственные злодеяния и сам злочинец. В индусских эпических
поэмах Яма-Ями есть двойственное дитя Солнца (божества) от
Санджны (духовного сознания); но тогда как Яма есть арийский
"повелитель дня", появляясь как символ духа на Востоке, Ями есть
царица ночи (тьмы, невежества), "которая открывает смертным
дорогу на Запад" - символ зла и материи. В "Пуранах" Яма имеет
множество жен (многих Ями), которые заставляют его пребывать в
низшем мире (Патале, Миалбе и т.д.), и аллегория изображает его с
поднятой ногой, чтобы дать пинок Чхайе, служанке его отца
(астральному телу его матери, Санджны, метафизического аспекта
Буддхи или Алайи). Как сказано в индусских Священных Писаниях,
душа, когда покидает свою смертную оболочку, направляется в свое
обиталище в низших областях (Камалоке или Гадесе). И там Писец,
вестник Кармы, называемый Читрагупта (скрытая или сокровенная
яркость), зачитывает отчет из Великой Летописи, где во время
жизни человека неизгладимо запечатлелось каждое его деяние и
мысль - и, согласно вынесенному приговору, "душа" или восходит в
обитель "Питри" (Дэвачан), или нисходит в "ад" (Камалоку), или
вновь рождается на земле в другой человеческой форме. Изучающий
Эзотерическую философию легко распознает значения аллегорий.
Теософский словарь.— М.: Эксмо-Пресс. Е. П. Блаватская. 2001.