- ЯМБЛИХ
- (Греч.) Выдающийся теург, мистик и писатель
третьего-четвертого веков, неоплатоник и философ, родившийся в
Халке в Кэле-Сирии. Правдивых биографий его никогда не
существовало в следствии ненависти христиан; но то, что было
собрано о его жизни в отдельных фрагментах из сочинений
непредубежденных языческих и независимых писателей, показывает,
каким возвышенным и святым был его нравственный облик и сколь
велики были его познания. Его можно назвать основателем
теургической магии среди неоплатоников и возродителем
практических мистерий вне храма или святилища. Сперва его школа
отличалась от школ Плотина и Порфирия, которые резко выступали
против церемониальной магии и практической теургии, как опасных,
хотя позже он убедил Порфирия в ее целесообразности в некоторых
случаях, и оба - учитель и ученик - твердо верили в теургию и
магию, первая из которых в основе своей является высшим и самым
действенным способом общения со своим Высшим Эго посредством
астрального тела. Теургия есть благотворная магия, и она
становится черной, или темной и злой, лишь тогда, когда ее
употребляют для некромантии или в эгоистических целях; но такую
черную магию никогда не практиковал ни один теург или философ,
имя которого доходило до нас незапятнанным каким-либо злым
деянием. Порфирий (который стал наставником Ямблиха по
Неоплатонической философии) был столь убежден в этом, хотя сам и
никогда не применял теургию, однако он давал указания по
овладению этой священной наукой. Так, в одном из своих сочинений
он говорит: "Каждый, кто знаком с природою божественно лучезарных
явлений, знает и то, по какой причине необходимо
воздерживаться от всех птиц (и животной пищи), и особенно тому,
кто стремится освободиться от земных тревог и утвердиться с
небесными богами". (См. Т.Тейлор, "Select Works", с. 159.) Кроме
того, тот же Порфирий упоминает в своей "Жизни Плотина" о жреце
из Египта, который "по просьбе некоего друга Плотина показал ему
в храме Изиды в Риме личного даймона этого философа". Другими
словами, он произвел теургическое вызывание (см. "Теург"), с
помощью которого египетский Иерофант или индийский Махатма
древности мог облечь астральный двойник - свой собственный или
любой другой личности - его Высшим Эго, или тем, что Бульвер
Литтон называет "Лучезарным Я", Авгоэйдом, и разговаривать с Ним.
Именно это Ямблих и многие другие, включая средневековых
розенкрейцеров, понимали под объединением с Божеством. Ямблих
написал много книг, но лишь немногие из его книг сохранились -
среди них "Египетские Мистерии" и трактат "О Демонах", в котором
он очень резко возражает против каких-либо сношений с ними. Он
был биографом Пифагора и глубоко сведущим в системе последнего, и
был также знатоком Халдейских Мистерий. Он учил, что Один, или
вселенская Монада, есть принцип всеобщего единства, а также и
разнообразия, или Однородности и Разнородности; что Дуада, или
два ("Принципа"), означает разум, или то, что мы называем
Буддхи-Манасом; три - Душу (низший Манас), и т.д. В его учениях
много теософического, и его труды о разных видах демонов
(элементалов) являются кладезем эзотерического знания для
изучающего. Велики были его аскетизм, чистота жизни и
праведность. Говорят, что однажды Ямблих левитировал на десять
локтей над землей, - что рассказывают и о некоторых современных
Йогах и даже о крупных медиумах.
Теософский словарь.— М.: Эксмо-Пресс. Е. П. Блаватская. 2001.