- БУДДИЗМ
- Буддизм теперь расколот на две различные Церкви: Южную и
Северную. Говорят, что первая является более чистой формой как
более строго сохранившая первоначальные учения Владыки Будды. Это
религия Цейлона, Сиама, Бирмы и других стран, в то время как
Северный Буддизм связан с Тибетом, Китаем и Непалом. Однако такое
различение неправильно. Если Южная Церковь и ближе, в том, что не
отклонилась - за исключением, может быть, некоторых
незначительных догм, результата многочисленных соборов,
проводившихся после смерти Учителя, - от общедоступных или
экзотерических учений Шакьямуни, - то Северная Церковь есть
отпрыск эзотерических учений Сиддхарты Будды, давая которые он
ограничился своими избранными Бхикшу и Архатами. Фактически, о
Буддизме в настоящем веке невозможно справедливо судить как по
одной, так и по другой из его экзотерических, популярных форм.
Истинный Буддизм можно оценить лишь соединив философию Южной
Церкви с метафизикой Северных Школ. Если одна кажется слишком
иконоборческой и суровой, а другая - слишком метафизической и
трансцедентальной, даже обросшая сорняками индийского экзотеризма
- поскольку многие из богов его Пантеона пересажены под новыми
именами на тибетскую почву, - это целиком обязано популярному
выражению Буддизма в обеих Церквях. Они относятся друг к другу
так же, как, соответственно, Протестантство и Римский Католицизм.
Обе грешат избытком усердия и ошибочных интерпретаций, хотя
духовенство - как Южных, так и Северных буддистов - никогда не
отступала от истины сознательно; еще менее действовали они по
предписаниям жрецократии, честолюбия, или следуя за личной
выгодой и властью, как это делали обе христианские Церкви.
Теософский словарь.— М.: Эксмо-Пресс. Е. П. Блаватская. 2001.