- 14 РАВВИН СИМОН БЕН ИОХАИ
- (около 70 - 80 г. н.э.) Именно с этим
именем связаны тайна и поэтичность возникновения Каббалы как дара
божества человечеству. По преданию, Каббала была божественной
теософией, впервые преподанной Богом собранию ангелов, и
некоторые отблески ее совершенства были переданы Адаму; мудрость
эта перешла от него к Ною; затем к Аврааму, от которого египтяне
его времени узнали некоторую часть доктрины. Моисей получил
частичное посвящение в стране, где он родился, и оно было
усовершенствовано прямыми сношениями с божеством. От Моисея она
перешла к семидесяти патриархам еврейского народа, а от них
теософическая система передавалась из поколения в поколение; в
особенности, Давид и Соломон стали знатоками этой сокровенной
доктрины. Легенды сообщают, что не было ни одной попытки предать
это священное знание письму вплоть до времени разрушения второго
Храма Титом, когда раввин Симон бен Иохаи, спасаясь из
осажденного Иерусалима, укрылся в пещере и оставался там
двенадцать лет. Здесь Симон обучал своих последователей и своих
главных учеников, раввина Елиезера и раввина Аббу, предал письму
те учения, которые в более поздние века стали известны как
"Зохар", и несомненно были опубликованы снова раввином Мозес де
Леоном в Испании, около 1280 г. Яростный спор бушевал в течение
веков среди ученых раввинов Европы вокруг происхождения этой
легенды, и кажется совершенно безнадежным, чтобы когда-либо
удалось придти к точному решению, которая из частей "Зохара" -
если вообще какая-нибудь - является современницей Симона бен
Иохаи. (См. "Зохар".)
Теософский словарь.— М.: Эксмо-Пресс. Е. П. Блаватская. 2001.