- ДУХ
- Отсутствие какого-либо общего согласия среди писателей о
применении этого слова привело к страшной путанице. Обычно его
превращают в синоним души, и составители словарей узаконивают
такое употребление. В теософических учениях термин "Дух"
применяется лишь к тому, что непосредственно принадлежит
Вселенскому Сознанию, и что является его однородной и
незапятнанной эманацией. Таким образом, высший Разум в Человеке
или его Эго (Манас) есть дух, когда он нерасторжимо связан с
Буддхи; тогда как термин "Душа", человеческая или даже животная
(низший Манас, действующий в животных как инстинкт), применяется
только к Кама-Манасу, и определяется как живая душа. На еврейском
языке это нэфеш, "дыхание жизни". Дух не имеет формы и
нематериален, и представляет собою, когда индивидуализирован,
наивысшую духовную субстанцию - Суддасатву, божественную
сущность, из которой сформированы тела высших проявляющихся
Дхиани. Поэтому теософы отказываются называть "Духами" тех
призраков, которые появляются в феноменальных манифестациях
спиритуалистов, и называют их "оболочками", и различными другими
именами. (См. "Сукшма Шарира".) Короче говоря, дух не является
существом в смысле обладания формой; ибо, как считает буддийская
философия, где есть форма, там есть и причина для боли и
страдания. Но каждый индивидуальный дух - индивидуальность эта
сохраняется лишь на протяжении манвантарного жизненного цикла -
можно описать как центр сознания, само-ощущающий и
само-сознательный центр; состояние, а не обусловленный
индивидуум. Вот почему в Санскрите существует такое обилие слов
для выражения различных Состояний Бытия, Существ и Созданий;
каждое наименование выявляет философское отличие, тот план,
к которому принадлежит данная единица, и степень ее духовности
или материальности. К несчастью, эти термины почти непереводимы
на наши западные языки.
Теософский словарь.— М.: Эксмо-Пресс. Е. П. Блаватская. 2001.