- ЗАРАТУСТРА
- (Зенд.) Великий законодатель и основоположник религии,
называемой по-разному Маздаизмом, Магизмом, Парсаизмом,
Огнепоклонничеством и Зороастризмом. Время жизни последнего
Зороастра (ибо это имя - родовое) неизвестно и, возможно, по этой
самой причине. Ксанф из Лидии, самый ранний греческий писатель,
упоминающий этого великого законодателя и религиозного
реформатора, относит его к периоду примерно за 600 лет до
Троянской Войны. Но где тот историк, который мог бы в данный
момент сказать, когда происходила эта война? Аристотель и Евдокс
относят его к эпохе не меньше чем за 6000 лет до времен Платона,
а Аристотель не был человеком, который утверждал что-либо, не
имея на то веских причин. Бероз делает его царем Вавилона около
2200 лет до Р.Х., но в таком случае, кто может сказать, какими
были подлинные цифры Бероза, прежде чем его манускрипты прошли
через руки Евсевия, чьи пальцы были столь ловкими в искажении
цифр, как в египетских синхронистических таблицах, так и в
халдейской хронологии? Хауг относит Зороастра по меньшей мере к
1000 г. до Р.Х.; а Бунзен ("God in History", т. I, кн. III, гл.
VI, с. 276) утверждает, что Заратустра Спитама жил при царе
Вистаспе около 3000 лет до Р.Х., и описывает его как "одного из
могущественнейших умов и одного из величайших людей всех времен".
Именно с такими точными данными в руках, и полностью умершим
языком Зенда, учения которого представлены, и, по всей
вероятности, самым бессистемным образом, переводами на пехлеви -
язык, который, как доказал Дармстетер, сам выходил из
употребления уже в столь давнюю эпоху, как Сассанидскую, - наши
ученые и востоковеды взяли на себя смелость монополизировать
право определять гипотетические даты эпохи святого пророка
Зуртуста. Но оккультные записи утверждают, что обладают точными
датами жизни каждого из тринадцати Зороастров, упомянутых в
"Дабистане". Их учения, и особенно учения последнего
(божественного) Зороастра, распространились от Бактрии до Медии;
оттуда, под названием Магизм, введенные Адептами-Астрономами в
Халдее, они оказали огромное влияние на мистические учения
Моисеевых доктрин, даже до того, возможно, как они достигли своей
высшей точки в том, что теперь известно как современная религия
парсов. Подобно Ману и Вьясе в Индии, Заратустра есть родовое имя
великих реформаторов и законодателей. Эта иерархия начинается с
божественного Заратустры в "Вендидаде", и заканчивается великим,
но смертным человеком, носившим это имя, и теперь утерянным для
истории. Как показано в "Дабистане", существовало много
Зороастров или Заратустр. Как сказано в "Тайной Доктрине", т. II,
последний Зороастр был основателем храма Огня Азарекша за много
веков до исторической эры. Если бы Александр не уничтожил так
много священных и драгоценных трудов маздеян, истина и философия
были бы больше склонны согласиться с историей в том, что та
дарует этому греческому Вандалу титул "Великого".
Теософский словарь.— М.: Эксмо-Пресс. Е. П. Блаватская. 2001.