- ЗЕНД-АВЕСТА
- (Пехл.) Общее название священных книг парсов, огне- и
солнцепоклонников, как их называют по невежеству. Настолько мало
поняты эти величественные учения, которые по-прежнему встречаются
в различных фрагментах, составляющих все, что теперь осталось от
этого собрания религиозных трудов, что Зороастризм без различия
называют Огнепоклонничеством, Маздаизмом или Магизмом, Дуализмом,
Солнцепоклонничеством и чем угодно еще. "Авеста", как теперь
собрана, имеет две части: в первой содержатся "Вендидад",
"Висперад" и "Ясна"; а вторая часть, называемая "Хорда Авеста"
(Малая Авеста), составлена из коротких молитв, называемых Гах,
Ньяйиш и т.д. Зенд означает "комментарий или толкование", а
Авеста (от древнеперсидского абашта) - "закон". (См. Дармстетер.)
Как переводчик "Вендидада" отмечает в примечании (см. "Введ.",
XXX), "то, что принято называть "языком Зенд", должно называться
"языком Авесты", ибо Зенд вовсе не является языком; а если это
слово употреблять как обозначение языка, то это можно справедливо
отнести лишь к пехлеви". Но с другой стороны, сам пехлеви есть
лишь язык, на который переведены определенные оригинальные части
"Авесты". Какое же название должно быть дано древнему языку
"Авесты" и, в особенности, "специальному диалекту, более
древнему, чем общий язык Авесты" (Дармст.), на котором написаны
пять Гатх в "Ясне"? Об этом востоковеды молчат и по сей день.
Почему Зенд не мог бы быть того же рода, если и не идентичен, что
и Зен-сар, означая также речь, объясняющую абстрактный символ или
"язык мистерий" , употребляемый Посвященными?
Теософский словарь.— М.: Эксмо-Пресс. Е. П. Блаватская. 2001.