- ИЕХИДА
- (Евр.) Букв., "Индивидуальность"; эзотерически, высшая
индивидуальность или Атма-Буддхи-Манас, когда объединены в одно.
Эта доктрина содержится в "Халдейской Книге Чисел", которая учит
семеричному делению так называемых человеческих "принципов", что
делает и Каббала в "Зохаре", согласно "Книге Соломона" (III,
104a, как переведено в "Каббале" И.Мейера). Во время зачатия
Святой "посылает д&юк-на или призрак образа тени", подобный лицу
человека. Это замышляется и оформляется в божественном целем,
т.е. образе тени Элохима. "Элохим сотворил человека в своем
(своих) целем", или образе, говорится в "Бытие" (I, 27). Именно
целям ожидает дитя и принимает его в момент его зачатия, и этот
целем есть наша линга шарира. "Руах с Нэфеш образуют подлинную
личность человека", также и его индивидуальность или, как
выразился бы каббалист, комбинация этих двух называется, если он
(человек) заслуживает это, Иехида. Эта комбинация есть то, что
теософы называют двойственным Манасом, Высшим и Низшим Эго,
слитыми с Атма-Буддхи и ставшими одним. Ибо, как объяснено в
"Зохаре" (I, 205b, 206a, изд. Броди): "Нэшама, душа (Буддхи),
включает в себя три степени, и поэтому имеет три названия,
подобно вышеупомянутой тайне: а именно Нэфеш, Руа&х, Нэшама", или
Низший Манас, Высшее Эго и Буддхи, Божественная Душа. "Необходимо
также заметить, что Нэшама имеет три деления", говорится в
"Каббале" Мейера, "высшее есть Ие-хи-да" - или Атма-Буддхи-Манас,
последнее снова как целое; "средний принцип есть Хай-я" - или
Буддхи и двойственный Манас; "и последняя и третья, собственно
говоря, Нэшама" - или Душа вообще. "Они проявляются в Ма&хшаба,
мысли, Целем, призраке образа, Цурат&ах, прототипах (майавических
формах или рупах), и Д&юкне, тени призрачного образа. Д&мут,
сходство или подобие (физическое тело) есть более низшее
проявление" (с. 392). Таким образом, здесь мы находим верное
отражение Эзотерической науки в "Зохаре" и других
каббалистических трудах, полное эзотерическое семеричное деление.
Каждый теософ, который изучал эту доктрину, очерченную сперва в
"Оккультном Мире" и "Эзотерическом Буддизме" м-ра Синнетта, и
позднее в "Теософе", "Люцифере" и других трудах, опознает ее в
"Зохаре". Для примера сравните то, что преподается в теософских
трудах о до- и посмертном состоянии трех высших и четырех низших
человеческих принципов, со следующими словами из "Зохара": "Так
как эти три суть один узел, подобно как выше, в мистерии Нэфеш,
Руа&х и Нэшамы, они все суть одно и связаны в одном. Нэфеш
(Кама-Манас) не имеет света от собственной субстанции; и именно
поэтому она связывается с тайной гуфф, тела, чтобы обеспечить
наслаждение и пищу и все, что ему требуется. ...Руа&х (Дух) есть
то, что едет верхом на этой Нэфеш (низшей душе) и властвует над
ней, и освещает (обеспечивает) ее всем, что ей требуется, т.е.
(светом разума), и Нэфеш есть трон (проводник) этого Руа&х.
Нэшама (Божественная Душа) переходит в этот Руа&х, она управляет
им и освещает его Светом Жизни, а этот Руа&х зависит от Нэшамы и
получает от нее свет, освещающий его. ...Когда "верхняя" Нэшама
восходит (после смерти тела), она направляется к... Старцу
Старцев, Наисокровенному из всего Сокровенного чтобы получить
Вечность. Руа&х (пока) не идет в Ган Эден (Дэвачан), потому что
он (смешан с ) Нэфеш... Руа&х идет вверх в Эден, но не так
высоко, как душа, а Нэфеш (животный принцип, низшая душа)
остается в могиле внизу (или Камалоке)." ("Зохар", II, 142a, изд.
Кремона, II, fol. 63b, col. 252.) Трудно было бы не узнать в
вышесказанном наши Атма (или "верхнее" Нэшама), Буддхи (Нэшама),
Манас (Руа&х) и Кама-Манас (Нэфеш), или низшую животную душу;
первая из которых после смерти человека направляется, чтобы
присоединиться к своему интегральному целому, второй и третий
идут в Дэвачан, а последний, или Камарупа, "остается в своей
могиле", иначе называемой Камалокой или Гадесом.
Теософский словарь.— М.: Эксмо-Пресс. Е. П. Блаватская. 2001.